РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ МИНСК. ул. ОКТЯБРЬСКАЯ 5 Четверг 19 сентября 2019

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по вопросам работы экономики за истекший период 2019 года (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с замгоссекретаря США по политическим вопросам Дэвидом Хэйлом (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А.Лукашенко на встрече с Председателем Государственного таможенного комитета Ю.Сенько (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А.Лукашенко повел рабочую встречу с Председателем Палаты представителей В.Андрейченко (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на переговорах с наследным принцем Абу-Даби шейхом Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел встречу с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым (фото: Пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко принял с докладом председателя Минского областного исполнительного комитета Анатолия Исаченко (фото: Пресс-служба Президента)

Встреча Президента Беларуси А.Лукашенко с президентом ИААФ С.Коэ и президентом ЕЛА А.Хансеном (фото: Пресс-служба Президента)

Президент А.Лукашенко совершает рабочую поездку в Брест, приуроченную к 1000-летию города (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял с докладом Министра внутренних дел Юрия Караева (фото: Пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко провел встречу с Государственным секретарем Совета Безопасности Беларуси Станиславом Засем (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по актуальным вопросам развития экономики (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Александр Лукашенко выступил на Международной конференции по борьбе с терроризмом

Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил минскую среднюю школу №93 (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Смолевичский район (фото:БелТА)

Президент Беларуси А.Лукашенко встретился с Премьер-министром Беларуси С.Румасом (фото: Пресс-служба Президента)

А.Лукашенко на встрече с Премьер-министром Грузии М.Бахтадзе (Фото: Пресс-служба Президента)

А.Лукашенко во время рабочей поездки в Ивьевский район Гродненской области (Фото: Пресс-служба Президента)

А.Лукашенко провел совещание по вопросам работы правоохранительных органов (фото: Пресс-служба Президента Республики Беларусь)

Президент Беларуси Александр Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы (фото: пресс-служба Президента Республики Беларусь)

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел переговоры с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым (фото: пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев провели неформальную встречу (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной (фото: пресс-служба Президента)

Президенты Беларуси на переговорах с Президентом России Владимиром Путиным (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с председателем правления ПАО "Сбербанк" Германом Грефом (фото: пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко провел встречу с Президентом Сербии Александром Вучичем (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Президентом Грузии Саломе Зурабишвили (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета (фото: пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в Беларуси Ермухаметом Ертысбаевым (фото: БелТА)

Александр Лукашенко принял участие в церемонии возложения венков по случаю 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (фото: БелТА)

Александр Лукашенко открыл новую взлетно-посадочную полосу в Национальном аэропорту Минск (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Председателем Федерации профсоюзов Беларуси Михаилом Ордой (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Китайскую Народную Республику (фото: пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко осмотрел экспозицию разработок ведущих компаний - резидентов ПВТ (фото: Пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко провел совещание с руководством Совета Министров Республики Беларусь (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Президентом Молдовы Игорем Додоном (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко совершил рабочую поездку в Логойский район Минской области (фото: БелТА)

Александр Лукашенко провел совещание по вопросам состояния и дальнейшего развития рынка телекоммуникаций в Беларуси (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел переговоры с Президентом России Владимиром Путиным (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Москву (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А.Лукашенко встретился с Главой Республики Карелия Российской Федерации Артуром Парфенчиковым (фото: БелТА)

Александр Лукашенко встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Германии в Беларуси Петером Деттмаром (Фото: Пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко совершит рабочий визит в РФ для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета (фото: БелТА)

Президент Беларуси А.Лукашенко встретился с послом Узбекистана Н.Юсуповым

А.Лукашенко принял с докладом экономический блок страны (фото: Пресс-служба Президента)

А.Лукашенко провел республиканский семинар-совещание о повышении эффективности строительного комплекса (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым (фото: БелТА)

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с губернатором Иркутской области Российской Федерации Сергеем Левченко (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в саммите Организации договора о коллективной безопасности (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с секретарем Совета безопасности при Президенте Узбекистана Виктором Махмудовым (Фото: БелТА)

Александр Лукашенко в ходе осмотра современных образцов оружия и техники на полигоне в Ивацевичском районе (Фото: Пресс-служба Президента).

А. Лукашенко продемонстрировали образцы парадной и спортивной формы белорусских атлетов и волонтеров на II Европейских играх 2019 г. (Фото: Белта)

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял с докладом Управляющего делами Президента Виктора Шеймана (Фото: БелТА)

Александр Лукашенко 21 сентября в Сочи на переговорах с Президентом России Владимиром Путиным

Президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл 20 сентября с рабочим визитом в Сочи. (Фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая Чжао Лэцзи (фото: Белта).

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с Президентом Узбекистана Ш. Мирзиеевым во время официального визита в Узбекистан (Фото: БелТА).

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с Президентом Узбекистана Ш. Мирзиеевым во время официального визита в Узбекистан (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Узбекистан (Фото: БелТА).

А. Лукашенко на встрече с председателем Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гудрун Мослер-Тернстрем (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко выступил на церемонии открытия XXXI Международного конгресса Ассоциации участников космических полетов (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял с докладом премьер-министра Сергея Румаса (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время уборки урожая на своем приусадебном участке (Фото: пресс-служба Президента).

Президент Беларуси А. Лукашенко на праздничной линейке в честь Дня знаний в Александрийской средней школе, 1 сентября 2018 г. (Фото: БелТА).

Президент Александр Лукашенко провел встречу с Александром Суриковым по случаю завершения его дипломатической миссии в Беларуси (фото: БелТА)

Президент А. Лукашенко и Президент В. Путин согласовали встречу с участием членов правительств. Предварительная дата - 21 сентября (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по оздоровлению сельхозпредприятий (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко на встрече с заместителем председателя Совета Республики Марианной Щеткиной (Фото: БелТА).

А. Лукашенко на церемонии торжественного открытия XXVII Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения Оршанского авиаремонтного завода (Фото: БелТА).

А. Лукашенко во время церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений и высшего офицерского состава (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко во время выступления на параде в ознаменование Дня Независимости (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время вручения государственных наград (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время принятия верительных грамот послов зарубежных государств (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения организаций Шкловского района (Фото: БелТА).

Президент Российской Федерации В. Путин и Президент Беларуси А. Лукашенко на заседании Высшего государственного совета (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко встретился с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании об итогах проверки Вооруженных Сил (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с заместителем председателя КНР Ван Цишанем (Фото: БелТА).

А. Лукашенко на международной экспертной конференции "Восточная Европа: в поисках безопасности для всех" (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с министром иностранных дел Эквадора Марией Фернандой Эспиносой Гарсес (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко принял участие в торжественных мероприятиях в честь Дня Победы (фото: пресс-служба Президента Республики Беларусь).

Александр Лукашенко на ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 апреля обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию (Фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел переговоры с Президентом Молдовы Игорем Додоном (фото: БелТА).

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с Митрополитом Филаретом, почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с Министром внутренних дел Игорем Шуневичем (Фото: БелТА).

Александр Лукашенко на встрече с творческой молодежью (Фото: БелТА).

Президент Беларуси А. Лукашенко встретился с Государственным секретарем Союзного государства Г. Рапотой (фото: БелТА).

Александр Лукашенко обсудил с главой ЕОК подготовку к II Европейским играм (фото: БелТА).

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел заседание Совета Безопасности Республики Беларусь (фото: БелТА)

Александр Лукашенко провел заседание Совета Безопасности Республики Беларусь (фото: БелТА)

АЛукашенко на новогоднем благотворительном празднике в рамках акции "Наши дети", 28 декабря 2017 года (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по проекту Декрета "О развитии цифровой экономики" (фото: Пресс-служба Президента)

Александр Лукашенко встретился с губернатором Курской области России Александром Михайловым (фото: Пресс-служба Президента)

В Минске прошло заседание сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (фото: Пресс-служба Президента)

Встреча Александра Лукашенко с президентом китайской корпорации "Мидеа Груп" Фаном Хунбо (фото: Пресс-служба Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко совершил рабочую поездку в Буда-Кошелевский район Гомельской области. (фото: Пресс-служба Президента)

А.Лукашенко посетил финальный матч Кубка Федерации между сборными Беларуси и США (фото пресс-службы Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с президентом МККК Петером Маурером (фото БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с министром обороны Азербайджана Закиром Гасановым (фото: БелТА)

Совещание с руководством силовых структур Беларуси (фото пресс-службы Президента)

Открытие XXVI Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" (фото БелТА)

Рабочая поездка Президента А.Г.Лукашенко в город Копысь (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с главами МИД стран - членов Центрально-Европейской инициативы (фото: пресс-служба Президента)

Рабочая встреча Президента Беларуси с Государственным секретарем Союзного государства Г.Рапотой

А.Лукашенко посетил Полесский государственный радиационно-экологический заповедник в Хойникском районе (фото: пресс-служба Президента)

Торжественная церемония открытия международной специализированной выставки "ЭКСПО-2017" в Астане (фото: пресс-служба Президента)

Новая концепция проведения парада ко Дню Независимости в Минске обсуждена на встрече у Президента Беларуси (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А.Лукашенко на совещании по развитию белорусского хоккея (фото: пресс-служба Президента)

А.Лукашенко принял с докладом Министра внутренних дел Беларуси И.Шуневича (фото: пресс-служба Президента)

Президент Беларуси А.Лукашенко на встрече с Президентом Сербии Т.Николичем (фото: пресс-служба Президента)

А.Лукашенко во время заседания круглого стола глав государств - участников форума "Один пояс и один путь" (фото: пресс-служба Президента)

Выступление А.Лукашенко на церемонии возложения венков к монументу Победы по случаю 72-й годовщины Великой Победы (фото: пресс-служба Президента)

9 мaя – День Пoбeды в Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйнe.

Участники заседания Высшего Евразийского экономического совета, (фото пресс-службы Президента)

Команда Президента Беларуси победила в Республиканских соревнованиях по хоккею с шайбой среди любителей на призы Президентского спортивного клуба (фото: пресс-служба Президента)

Официальный визит А.Лукашенко в Туркменистан (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с Президентом Грузии Г.Маргвелашвили (фото пресс-службы Президента)

В ГУ "Национальный пресс-центр Республики Беларусь" прошла ежегодная пресс-конференция Министра внутренних дел Игоря Шуневича

Встреча А.Лукашенко с губернатором Костромской области С.Ситниковым (фото пресс-службы Президента)

Церемония вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора (фото пресс-службы Президента)

Рабочая встреча с Министром внутренних дел И.Шуневичем (фото пресс-службы Президента)

Доклад Заместителя Премьер-министра Беларуси В.Семашко (фото пресс-службы Президента)

Официальный визит в Арабскую Республику Египет (фото пресс-службы Президента)

Открытие XIII Рождественского международного турнира любителей хоккея (фото пресс-службы Президента)

С Новым Годом и Рождеством!

Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия движения по завершенной МКАД-2 (фото: Пресс-служба Президента)

Совещание по вопросам совершенствования мер по предупреждению социального иждивенчества (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко совершает официальный визит в Азербайджанскую Республику (фото пресс-службы Президента)

Доклад о стратегии развития белорусского машиностроения (фото пресс-службы Президента)

Пресс-конференция А.Лукашенко для представителей российских региональных СМИ (фото пресс-службы Президента)

Рабочая поездка А.Лукашенко в Могилевскую область (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко и Президент Турции Р.Т.Эрдоган (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Объединенные Арабские Эмираты (фото пресс-службы Президента)

В Минске прошло 45-е заседание Генеральной ассамблеи Европейских олимпийских комитетов. (фото БелТА)

Встреча А.Лукашенко с Президентом Татарстана Р.Миннихановым (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко и Премьер-министр Пакистана Н.Шариф (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко прибыл с государственным визитом в Китайскую Народную Республику (фото пресс-службы Президента)

Встреча с представителями деловых кругов Султаната Оман (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко с участниками фестиваля "Гонка легенд - звезды биатлона за мир" (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко проголосовал на выборах депутатов в Палату представителей Национального собрания (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с президентом Международной федерации хоккея Р.Фазелем (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с делегацией Народного правительства провинции Хунань (КНР) (фото пресс-службы Президента)

Рабочая поездка А.Лукашенко в Минскую область (фото пресс-службы Президента)

Рабочая поездка А.Лукашенко в Могилевскую область (фото пресс-службы Президента)

Встреча с председателем ЦК КПРФ Г.Зюгановым (фото пресс-службы Президента)

В Витебске открыля XXV Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" (фото БелТА)

Церемония торжественных проводов белорусской спортивной делегации на XXXI Олимпийские игры (фото пресс-службы Президента)

Церемония чествования выпускников высших военных учебных заведений и высшего офицерского состава (фото пресс-службы Президента)

3 июля - День Независимости Республики Беларусь

Встреча А.Лукашенко с министром иностранных дел Чехии Л.Заоралеком (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

В Минске прошло V Всебелорусское народное собрание (фото пресс-службы Президента)

Александр Лукашенко выступил перед стартом финала национального конкурса красоты "Мисс Беларусь-2016" (фото пресс-службы Президента)

Президент Беларуси Александр Лукашенко и помощник Фиделя Кастро Гильермо Льёпис Перес (фото: пресс-служба Президента)

Встреча А.Лукашенко с В.Путиным (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко посетил ЗАО "Амкодор-Пинск" (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко провел совещание по организации работы по подготовке и проведению выборов депутатов (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко прибыл в Италию (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Встреча Александра Лукашенко и Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко и Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко во время церемонии на площади Победы, 9 мая 2016 года (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко посетил ОАО "Минский моторный завод" (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко принял с докладом Председателя Следственного комитета И.Носкевича (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко принял с докладом Председателя Верховного суда В.Сукало (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко на встрече с Министром обороны Индонезии Риамизардом Риакуду (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко во время посещения КСУП "Добрынь" Ельского района (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко принял с докладом Министра внутренних дел И.Шуневича (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Встреча А.Лукашенко с генеральным секретарем Международного союза электросвязи Хоулинем Чжао (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Отчетное совещание об итогах развития страны в первом квартале текущего года и мерах по повышению эффективности экономики (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Рабочий визит А.Лукашенко в Турцию (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко во время посещения Наземного комплекса управления Национальной системы спутниковой связи и вещания (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко во время встречи с коллективом ОАО "Минский автомобильный завод" (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко провел совещание по вопросам белорусско-европейских отношений (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко провел совещание по актуальным вопросам развития системы образования (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Встреча А.Лукашенко с Премьер-министром Грузии Г.Квирикашвили (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко посетил СОАО "Коммунарка" (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Cовещание по вопросам социальной и бюджетно-финансовой сфер (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Встреча А.Лукашенко со специальным представителем ЕС по правам человека С.Ламбринидисом(фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко дал интервью Центральному телевидению Китайской Народной Республики (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко возложил венок к монументу Победы в Минске (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко на церемонии открытия Дворца спорта "Уручье" (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

Совещание о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса (фото пресс-службы Президента Республики Беларусь)

А.Лукашенко вручил дипломы доктора наук и аттестаты профессора научным и научно-педагогическим работникам (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко во время заседания коллегии Следственного комитета (фото пресс-службы Президента)

Александр Лукашенко принял с докладом председателя Комитета государственной безопасности Валерия Вакульчика (фото: БелТА)

А.Лукашенко посетил частное унитарное предприятие "Минотор-Сервис" (фото пресс-службы Президента)

Александр Лукашенко встертился с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой (фото: БелТА)

Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил рождественское богослужение в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. (фото: БелТА)

Александр Лукашенко во время посещения родильного дома 5-й городской клинической больницы (фото пресс-служба Президента)

Участники заседания Высшего Евразийского экономического совета (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко и Президент Туркменистана Г.Бердымухамедов (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко и Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг во время подписания документов по итогам переговоров (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко провел встречу с Президентом Азербайджана И.Алиевым (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с главой миссии МВФ по Беларуси П.Долманом (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко во время церемонии вступления в должность Президента Республики Беларусь (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко посетил 120-ю отдельную механизированную бригаду (фото пресс-службы Президента)

А.Лукашенко на встрече с директором Европейского регионального бюро ВОЗ Ж.Якаб (фото пресс-службы Президента)

Заседание Высшего Евразийского экономического совета (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с генеральным секретарем Шанхайской организации сотрудничества Д.Мезенцевым (фото: Пресс-служба Президента)

11 октября 2015 года - выборы Президента Республики Беларусь

А.Лукашенко принял участие в торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (фото пресс-службы Президента)

Встреча А.Лукашенко с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Пан Ги Муном (фото пресс-службы Президента)

Во время церемонии награждения победителей фестиваля "Гонка легенд - звезды биатлона за мир" (фото БелТА)

Видеоинтервью: «Беларусь и ее соседи, партнеры, союзники. Откровенный разговор с экспертом»

На вопросы журналиста ответил белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт» Пётр Петровский

– В преддверии двадцатилетия подписания Договора о создании Союзного государства стоит подвести промежуточные итоги двустороннего сотрудничества и взглянуть вперед – в будущее Союзного государства. Расскажите о главных достижениях и успехах в рамках двусторонних отношений, а также о том, что пока не удалось реализовать.

– Знаете, многие говорят о том, что Союзное государство не работает и якобы его нет, но на самом же деле за 20 лет его существования, мы видим конкретный реальный результат. В научно-технической сфере до 2018 года было выполнено 58 научно-технических программ. В военно-технической сфере имеется единая группировка войск Союзного государства, постоянно проходят российско-белорусские учения, и ни у России, ни у Беларуси к качеству и формату нет никаких вопросов. Более того, подготовлена уже вторая редакция военной доктрины Союзного государства. Первая, я напомню, была принята в 2001 году, а уже к концу 2018 года подготовлена вторая редакция. Как ожидается, в этом году на Высшем Государственном Совете Союзного государства президентами двух стран она будет подписана, после чего вступит в силу и будет опубликована. Немаловажный момент – это достижения в гуманитарной сфере. Граждане Республики Беларусь в России имеют такие же права, как и граждане Российской Федерации, а граждане Российской Федерации имеют в Беларуси такие же права, как и граждане Республики Беларусь. Вот это те достижения, которые мы имеем на сегодняшний день. Мы имеем также техническую, технологическую, промышленную кооперацию. У нас имеются совместные проекты в области компьютерной техники – «СКИФ» (суперкомпьютеры), у нас есть союзные средства массовой информации, и в конце концов, между Беларусью и Россией нет границ. Многие говорят, что не видят Союзного государства. Действительно, это так, в отличие от Европейского союза. У ЕС есть хорошая имиджевая PR-кампания. У нас, к сожалению, или к счастью – я не знаю, такого нет, и наши люди даже не подозревают, что какой-то проект создан благодаря Союзному государству. Однако в ЕС многие возмущены, что ходят по улицам и видят таблички с надписью: «Это сделано благодаря еврокомиссии». Если взять права Союзного государства, то о них не знают те, кто может ими пользоваться и те, кто должен их выполнять. Люди, которые живут в Союзном государстве и пользуются благами этого государства порой не знают, что это итог интеграционных процессов. Это именно те проблемы информирования населения Союзного государства и повышения его уровня грамотности, которые должны решаться.


Давайте поговорим о совершенствовании единого пространства в рамках Союзного государства. Насколько разница экономических подходов влияет на принятие решений в рамках Союзного государства?


– Надо понимать, Российская Федерация в отличие от Республики Беларусь прошла то, как называют в народе 90-е годы – «Шоковую терапию» – переформатирование экономики страны в радикально либеральном ключе. Мы помним эти приватизации, аукционы, изменения форм собственности. Российская Федерация достаточно большое государство, где невозможно централизованно построить и управлять в «ручном режиме». Такие факторы как «территория-объем» и «шоковая терапия» привели к тому, что в Российской Федерации финансово-промышленные группы, сырьевики – группы интересов, одним словом, имеют очень сильное влияние. Когда наше руководство начинает договариваться с руководством Российской Федерации, оно зачастую перенимает российскую модель управления. Однако договариваться лишь с российским руководством бывает недостаточно – надо договариваться с представителями конкретных сфер. Реформы 90-х годов привели к тому, что у Беларуси сохранились социальные стандарты, оно является социальным государством, которое приспособлено к современным условиям. В Российской Федерации во многом эти социальные стандарты были в лучшем случае монетизированы, в худшем случае – ликвидированы. Примером могут служить, опять же, права граждан Союзного государства. Граждане Российской Федерации в самой России не имеют права на бесплатную медицину – там страховая медицина. Права граждан Республики Беларусь, которые там постоянно проживают, приравниваются к правам граждан Российской Федерации – они также получают страховую медицину. В Республике Беларусь другая ситуация: когда гражданин Российской Федерации приезжает в страну, он пользуется медицинскими услугами наравне с гражданами Республики Беларусь. Получается, что гражданину Российской Федерации выгоднее жить в Беларуси, потому что он получает более широкий и защищенный социальный пакет. Российские коллеги мне говорят: «Вам надо реформироваться», «Ваши предприятия не эффективны». Почему они так говорят? Для них является нонсенсом, что у предприятий, допустим, у МАЗа, имеются, так называемые, неликвидные активы – детские садики, спортивные залы, санатории, профилактории, какая-то социальная инфраструктура, которая действительно занимает часть прибыли у этого предприятия. Предприятие в свою очередь является уже не просто каким-то источником максимизации прибыли, а целым живым организмом, который обеспечивает в том числе и жизнедеятельность своих сотрудников. Такого в Российской Федерации нет, там меньшая защищенность. Разница стандартов и подходов двух стран приводит к тому, что мы друг друга часто не понимаем. Примером является нефтегазовая отрасль. Не секрет, что белорусская сторона рассматривает сырье и ресурсы как то, что дано «Господом Богом», как любит говорить наш Президент. В России 90-е годы привели к тому, что там господствует принцип, что все должно регулироваться спекулятивно-рыночно. Мы часто не понимаем друг друга, для нас дико видится то, что за все надо платить. Идея Экхарта состояла в том, что есть услуги – условно, медицина, образование, культура, наука, которые не являются сферами экономики, это стратегические сферы, и из них прибыль извлечь в классическом понимании слова невозможно. Все эти «переговорные терки», как у нас модно говорить, они исходят именно из разницы экономических моделей. У нас нет олигархов, у нас не было приватизации, не было «шоковой терапии». Мы приспосабливали свою экономику к реалиям рыночной системы постепенно, при этом не ломая ее, а спасая те социальные отрасли, которые мы могли сохранить.


Насколько реальна интеграция экономик двух стран в ближайшее время?

– Знаете, мы пришли к тому, что Республика Беларусь и Российская Федерация проходят экзамен на интеграцию. До 90-х годов Беларусь и Россия никогда не интегрировались на равной основе, у людей никогда не спрашивали: «Хотите вы интегрироваться? Не хотите интегрироваться?». Теперь получилось так, что не просто Беларусь сделала выбор в пользу интеграции, мы провели это через Референдум (1995 года), и это является нашим самостоятельным выбором. С другой стороны, мы оказались в такой ситуации, когда Российская Федерация – огромная держава, самое большое государство по территории в мире, и Республика Беларусь – среднеевропейское государство, подписали рамочное соглашение – Договор о создании Союзного государства на равных условиях. Не секрет, что у Российской Федерации имеется исторический имперский шлейф, и сегодня она перестраивается на новые рельсы мышления – понимания своей роли в мире и понимания того, как надо работать с Беларусью, Казахстаном, с другими странами постсоветского пространства и не только. России достаточно тяжело делать перестройку и по психологическим, историческим, инерционным причинам. Не всегда Россия понимает, что Союз – Союзное государство – это когда принятие решений производится коллективно. На этот счет я всегда моим российским коллегам предлагаю такой пример: в Европе есть Люксембург, в котором население составляет 680 тысяч человек и есть Германия, в которой 80 миллионов. Люксембургский язык намного ближе к немецкому языку, нежели белорусский к русскому. Однако была создана такая формула разделения труда в ЕС, где Люксембург имеет не самую последнюю роль – он занимается частью финансов, экономики, юридической сферы. Гражданин Люксембурга – руководитель ЕС, мы это должны понимать. В рамках Союзного государства мы должны научиться принимать коллективные и взаимовыгодные решения. При принятии каких-либо решений мы должны мыслить в первую очередь как союзники. Беларусь впервые стала суверенным независимым государством – для нас это очень важная тема. Психологически, политически, экзистенциально мы существуем, и это наш смысл жизни на сегодняшний день. Зачастую интеграционные объединения, в том числе Союзное государство, вызывают опасения: «А вдруг нас захватят, съедят, заберут?». Мы должны осознать одну важную вещь: суверенитет и независимость в 21 веке не формируются как в Северной Корее при помощи изоляции, замкнутости, закрытости. Суверенитет и независимость формируются через интеграционные объединения. У нас экспортно-ориентированная экономика, нам надо продавать трактора, МАЗы, автобусы, электробусы – товар.  Когда мы снимаем барьер, мы тем самым реализуем тот самый суверенитет и независимость. Мы реализуем продукцию, зарабатываем деньги, платим налоги, и государственный механизм функционирует. Что в этой ситуации надо от Союзного государства? Научно-техническая кооперация – ее надо увеличивать, промышленная кооперация – нужно создавать союзные, транснациональные корпорации на равноправной основе. Смысл Союза в том, что мы преодолеваем во многом эгоизм и получаем от этого двойную пользу. Кооперация, создание единых технологических и промышленных цепочек, коллективное принятие решений всегда приводят к тому, что у нас увеличивается уровень доверия, эффективность и улучшается качество производства.

– Согласно российскому налоговому маневру в нефтяной отрасли, начиная с 2019 по 2024 год, Беларусь будет вынуждена приобретать сырье по мировым ценам. Ваш прогноз как политолога о развитии взаимоотношений Беларуси и России до 2024 года и после?


– Этот налоговый маневр, на мой взгляд, не является стратегически верным, с точки зрения решения. Да, до 2024 года Россия может его проводить. Но в 2024 году, в конце 2024 года, России нужно будет принять свое стратегическое решение о том, насколько она готова предоставлять энергоносители на равных условиях. Знаете, в чем опасность налогового маневра? Согласно договору о ЕАЭС, с 2025 года все субъекты хозяйствования должны получать энергоносители по единым ценам. Формально после проведения налогового маневра, российский НПЗ, белорусский НПЗ и другие НПЗ будут получать нефть по мировым ценам. Опасно то, что налоговый маневр предусматривает перевод налоговой нагрузки с вывозных пошлин на налог на трубу, на скважину при добыче. Часть этих денег просто будет возвращаться в виде субсидий российским НПЗ. Договор о ЕАЭС не регулирует этот фактор напрямую. На мой взгляд, для России наступает самый важный период – это экзамен, который покажет насколько российское руководство может обуздать своих сырьевых лоббистов, насколько российское руководство сможет все-таки привести их в соответствии с договоренностями и обязательствами, которые она взяла в рамках ЕАЭС. Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Россия подписали договор, который выполняется не сразу – там есть календарный план выполнения. Мы помним еще с Таможенного союза, что болезненные для белорусской экономики вопросы решаются в рамках ЕАЭС первыми. Беларусь согласилась, что она пойдет на уступки своим российским коллегам в этом календарном плане первой. Мы фактически дали время России, чтобы она каким-то образом перестроила собственную экономику к 2025 году и самой последней пошла на уступки не только в рамках самой животрепещущей темы –  энергетики, но и транспорта. К сожалению, я пока не вижу, чтобы Россия понимала это. Давайте посмотрим: с 1 января должен был быть введен единый рынок в рамках ЕАЭС, но вопрос перенесен на 1 июля. Надо что-то думать в этом направлении, как-то этот вопрос решать. Возникает вопрос: «Не будет ли сорван график единого рынка нефти и газа в 2025 году?». Или это будет второй вариант: он как бы будет введен, а налоговый маневр аннулирует все его введение. ЕС начинался с сырьевого союза – Союза угля и стали. Нам надо начинать ЕАЭС с союза нефти, газа и электроэнергии – этого добра в Евразии много. У нас не хватает качественных новых технологий, но мы же можем благодаря продаже энергии стимулировать развитие высоких технологий. Почему мы не хотим этого делать? Почему мы должны кормить и субсидировать сверхдоходы сырьевиков? Цены на это сырье формируются на биржах в ЕС – в Дании, в Нидерландах. Почему реальный сектор экономики должен данный «сырьевой придаток» субсидировать, который фактически обязан нас будет кормить? Кроме того, у нас нет высоких технологий, но при помощи переформатирования и перевода средств с сырьевой зоны в высокие технологии, мы могли бы это стимулировать. Белорусские предприятия хотят иметь равные условия с российскими. Необходимо создать инвестиционный фонд, к примеру, ЕАЭС, формировать новые производства, модернизировать старые производства, вкладывать в ту часть экономики, где имеется высокая прибавочная стоимость. Я пока не вижу, чтобы сырьевые лоббисты понимали евразийскую логику интеграции и мыслили не собственными эгоистическими интересами, а мыслили категориями союзными, интеграционными, кооперационными, а также понимали, что от них зависит будущее высоких технологий.

– Петр, Вы упомянули еще один интеграционный проект на постсоветском пространстве – ЕАЭС. Как Вы считаете, был ли он создан по примеру Союзного государства?

– Знаете, и да, и нет. Объясню почему: мы долго анализировали в Национальной Академии наук Беларуси Договор о создании Союзного государства и пришли к выводу, что он очень похож на договор о создании ЕАЭС. Туда заложены гуманитарные методы Жана Моне – одного из отцов-основателей ЕС. ЕАЭС – чисто экономический союз, при котором существует свобода передвижения капитала, рабочей силы, услуг, товаров. Если убрать социальную сферу из ЕАЭС, то будут в выигрыше те страны, которые не имеют социальной защиты, где минимальные налоги, где нет социальной ответственности бизнеса, где дешевая рабочая сила, в конце концов. Тут побеждает не логика гуманизма, не логика того, что мы должны этот союз создавать для простого человека, а логика капитала – когда побеждают транснациональные корпорации, готовые уехать в любую другую страну, эксплуатировать любого человека, который будет максимально работать, минимально получать, и еще при этом ничего не говорить – вот этот фактор очень важен. Это касается больше не Российской Федерации, а Республики Казахстан, потому что у них принципиальная позиция построения экономических союзов. Существуют искусственные барьеры, которые мы никак не можем преодолеть, и они в нашей голове. После решения проблем в экономической части должны прийти социальные стандарты, без которых мы просто не будем конкурентоспособными.  Белорусское государство на сегодняшний день в рамках ЕАЭС является самым социально-ответственным государством.

– В прошлом году Беларусь разработала концепцию инициативы «Хельсинки-2», которая могла бы помочь решить все накопившиеся проблемы на территории Евро-Атлантики и Евразии. Насколько заинтересованы мировые игроки в реализации данного проекта? Нужен ли Минску «Хельсинки-2» и чего ожидать от этой инициативы?

– Миротворчество заложено в белорусской истории. Игорь Александрович Марзалюк недавно употребил такое выражение как «белорусский мир». На самом деле выражение «белорусский мир» появилось еще в начале 20-го века – его ввел белорусский философ Владимир Самойло. Однако он понимал под этим не какую-то этническую конструкцию, а целую философию смыслов, в которую вкладывал идею того, что белорусская культура выступает не за разделение «свой-чужой», не за разделение «православие-католицизм-ислам-иудаизм», а за полифонию «диалог культур». Я бы это назвал нашей цивилизованной миссией в регионе Восточной Европы. Ведь не секрет, что тут хотели строить «санитарный кордон» между Западом и Востоком. На наших территориях проходили войны – сталкивались Запад и Восток. Все это сделало нам «прививку» от этнического национализма, ксенофобии, расизма, религиозной и языковой нетерпимости. Белорусы прежде всего видят в человеке гражданина, а какой он национальности и культуры нас меньше всего волнует. Беларусь несет миссию «удерживающего столба», который умиротворяет как Восток, так и Запад. Инициатива «Хельсинки-2» – воплощение идеи «белорусского мира». Хельсинские соглашения формировались в период Холодной войны. Сегодня те старые Хельсинские соглашения перестали функционировать и действовать. Мы помним с чего это началось – с Югославии, потом – Ирак, потом – Афганистан, Украина, Грузия. Все эти факторы свидетельствуют о том, что больше нет тех сдерживающих сил, которые были. Хельсинские соглашения не функционируют, происходит разрастание горячих точек и деградация международной повестки дня. Логика противостояния войны и милитаризации господствует над логикой разрядки и логикой диалога, а мы прекрасно понимаем, что любая война между Востоком и Западом, в силу объективных географических вопросов, пройдет через нашу территорию. И здесь конечно наша задача – не допустить. Первоначально мы выступали и сегодня выступаем за концепцию «интеграции интеграций» – большого континентального интеграционного блока без противостояний, противопоставления Запада и Востока. Однако в силу условий Украинского кризиса, данная большая долгоиграющая мечта не может сбыться. Сегодня стоит задача создать континентальную систему безопасности – «новые Хельсинки», в которых должно быть большее количество участников, нежели в старых Хельсинских соглашениях. Там должен быть Китай, там должен быть Иран, Пакистан, Индия, другие страны, ну как минимум – Евразийского континента. США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей, что фактически развязывает новую гонку вооружений. Россия сейчас беспокоится, что Договор СНВ-II будет приостановлен в ближайшее время. Не секрет, что эта инициатива Китайской Народной Республики «один пояс – один путь» реализуется даже в тех странах, где имеется угроза терроризма, экстремизма. Сегодня нужно выстраивать систему безопасности, в том числе вдоль этого шелкового пути, обеспечивать безопасность передвижения, безопасность инвестиций, а в этом заинтересован Китай. Поэтому без Китая мы в этом плане ничего не сделаем, и «Хельсинки-2» должны это учитывать. У нас есть ШОС, ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, и их члены должны начинать реальные переговоры, в ход которых необходимо поднимать серьезные вопросы: как сделать разрядку, приостановить милитаризацию, как повысить уровень доверия и начать конвергенцию всех объединений, которые существуют на континенте. Без этого мы не получим реальных результатов. Мы должны не бояться подключать новых глобальных игроков. Глобальные игроки, например, как Китай, третий игрок между Россией и США, возможно, сможет их посадить за стол переговоров. А Беларусь, я считаю, могла бы быть той площадкой, где соединяются китайские, российские интересы, а также интересы Запада. Мы могли бы быть тем символом мира и умиротворения, о котором говорит наша история.

– Давайте вернемся к теме единого пространства Союзного государства, а именно к информационной политике. Что экспертное сообщество может предложить Союзному государству для эффективной реализации информационной политики?

– У нас имеются сегодня информационно-аналитический портал Союзного государства, газета «Союзное Вече», редакционный проект «СОЮЗ. Беларусь-Россия», телеканал «БелРос» и журнал «Союзное государство» – это достаточно большая инфраструктура. Но вопрос в другом: насколько эффективно эта инфраструктура продвигается. В Беларуси говорят, что в России не пускают белорусские каналы, в России говорят, что в Беларуси не показывают то, что они хотят. Давайте сделаем телеканал Союзного государства «БелРос» федеральным каналом в России и республиканским каналом в Беларуси. Телеканал функционирует за счет налогоплательщиков. Почему этот налогоплательщик, гражданин Союзного государства, должен искать его на каких-то «тарелках», где-то на спутнике? Необходимо обеспечить общедоступность того, что мы имеем, и продвигать в широкие слои общества. Кроме того, давайте будем говорить откровенно: у нас не работает система прямого открытого государственного управления. Мы должны понимать, что сетевое общество требует сетевого принятия решений, а также координации принятия этих решений, а это создание фонда Союзного государства, который на грантовой основе организовывал бы тендеры, конкурсы по продвижению информации, продвижению гражданских инициатив. В Союзном государстве должны существовать союзные общественные организации, некоммерческие организации, но к сожалению, это сегодня невозможно сделать, потому что в России, например, белорусские некоммерческие организации признаются иностранными агентами. Более того, соучредитель российской некоммерческой организации не может быть гражданином Беларуси. В гуманитарной части Союзный Договор требует доработки, а также создания наднациональной, надгосударственной, союзной, гражданской инфраструктуры. Необходимо создание фонда на грантовой основе, создание некоммерческих организаций, а также поддержание инициатив снизу. Это позволит убрать коррупцию, минимизировать ее, а также увеличить эффективность. И здесь конечно же, на мой взгляд, важно думать и продвигать это среди молодежи на том языке, котором молодежь сегодня разговаривает, продвигать это через образовательные учреждения и через неформальное образование – через летние школы, через конкурсы. Вот если это все будет, то мы те новые поколения, которые уже выросли в суверенной Беларуси и в суверенной России, те горизонтальные связи сможем нарастить. У старых поколений советского времени они имеются, а вот у молодых поколений – нет. Завязывать эти личные, гуманитарные и человеческие связи очень важно.

– То есть ресурсов достаточно, но не хватает PR-стратегии?

– Я бы не сказал, что ресурсов достаточно, я бы сказал так: мы должны увеличивать направления этих ресурсов при одном условии – при увеличении эффективности. У нас сегодня имеются, как я уже сказал, те телеканалы, те газеты, которые транслируют союзную повестку дня, и на них затрачены деньги. Насколько эффективно мы можем эти газеты, эти телеканалы увидеть и найти – вот в чём вопрос. От малого к большему: увеличили эффективность – ресурсы увеличили, увеличили эффективность – ресурсы увеличили. Ведь эффективность не от ресурсов во многом зависит. Невозможно вечное количество ресурсов и качество их освоения. Вообще слово «освоение» надо запретить в этом направлении. Здесь должно быть чёткое, конкретное слово – эффективность, а не освоение. Освоение – это «проедание», а эффективность – это когда телеканал можно увидеть в любой точке Союзного государства, газету можно купить в любой точке Союзного государства. Более того, мне кажется, не хватает визуальной рекламы Союзного государства и его средств массовой информации.

– Какие мероприятия необходимо проводить для повышения узнаваемости и эффективности, о которой Вы сказали?

– Часть мероприятий я уже назвал: это и конкурсы, которые могут формировать и проводить некоммерческие организации. Часть из них уже проводится – Союзная лига дебатов, Конкурс международников Союзного государства. У нас имеется Молодежная палата при Парламентском Собрании Беларуси и России, но опять же её надо подтягивать, её надо рекламировать. Мы должны поучиться у наших европейских коллег, как они преподносят Европейский союз. Где ступала нога европейского чиновника, там сразу вешают табличку: «Это сделано благодаря помощи Европейского союза», «Это сделано по инициативе Европейского союза». Вот здесь мы должны говорить: это Союзное государство, это Союзное государство и это. Более того, образовательные программы. Многие говорят: вот уменьшилось количество студентов, учащихся, белорусов в России и наоборот. Знаете, это не тот показатель. Сегодня никто не строит образовательные связи просто на автоматической логике, что все белорусы должны поехать учиться в Россию, а россияне – в Беларусь. Качественное, эффективное сотрудничество начинается тогда, когда российские и белорусские ВУЗы создают совместные программы по специальностям. И получается, что один семестр по этой специальности учатся в России, один – в Беларуси. Дипломы выдают сразу двух образцов – белорусского и российского. Это, во-первых, интегрирует людей, потому что на одной специальности учатся белорусы и россияне. Во-вторых, и белорусы, и россияне побывают в обеих странах. В-третьих, у нас в таком случае будут постепенно стандартизированы паспорта специальностей, образовательные услуги. Вот отсюда надо начинать. А вопрос, что человек сдает – ЕГЭ или ЦТ – он тоже отпадает, потому что он сдаст ЦТ, в России – ЕГЭ. В российскую квоту он попадает согласно этим нормам, в белорусскую – вот этим. Создание совместных межвузовских программ решает все эти проблемы. Оно снимает вопрос о том, что белорусы либо россияне должны ехать куда-то учиться и поступать в другие ВУЗы. Это реальная мобильность, реальный «Болонский процесс» Союзного государства. На это мы должны сегодня делать ставку.

– Вы упомянули про союзную молодежь. Насколько важно молодежи и подрастающему поколению углубленно изучать историю Союзного государства?

– Я бы даже сказал не только историю Союзного государства, а вообще Союзное государство. Получается, что сегодня Союзное государство изучается только в школе в предмете «история» в рамках нескольких абзацев либо в ВУЗах в рамках истории международных отношений и истории Беларуси. Также оно изучается на факультете международных отношений БГУ, где имеется спецкурс про постсоветские интеграционные объединения. На мой, этого недостаточно. Во-первых, мы должны ввести в рамках общеобразовательной, высшей школы курс об основах евразийских интеграционных объединений, где должны быть затронуты и Союзное государство, и Евразийский союз, и ОДКБ, и СНГ. Это первое. Второй момент – история Союзного государства. Я недавно разговаривал с директором Института истории Национальной академии наук Беларуси. Институт поставил перед собой задачу написать реальные академические книги по истории союза Беларуси и России. Это надо сделать, проработать. У нас, как я уже говорил, в рамках научно-технической кооперации было выполнено 58 научных программ и ни одной гуманитарной программы. При встрече с Госсекретарем Союзного государства директорский пул НАН Беларуси не раз говорил, что нам нужны многопрофильные гуманитарные программы, которые включали бы в себя научный, образовательный и исследовательский компоненты. Мы должны разработать подобные программы – это должны сделать ВУЗы и академия наук – произвести исследования и производить по некоторым параметрам постоянные исследования. Давайте посмотрим исследования по социологии, по экономике. Это должен быть мониторинг. Институт философии НАН Беларуси – по ценностям, какие ценности мы должны вкладывать в Союзное государство, Институт истории – разные аспекты истории союзных отношений, от древности и до современности. Надо защищать диссертации по этим темам и, с одной стороны, внедрять это в образовательный процесс, а с другой – популяризировать это среди масс. Нужна такая гуманитарная программа. Её необходимо разработать и продвинуть, потому что этого ждут и гуманитарии России, и гуманитарии Беларуси. Это было бы прогрессом в наших отношениях. В таком случае и молодежь подключиться. Она будет иметь уже готовый продукт. Пока же мы видим, что готовый продукт пока предоставляет только Европейский союз. У него имеются все заготовки, все брошюры, он приходит и рекламирует себя. К сожалению, этой имиджевой составляющей нет. Молодежь фактически её ждёт.

– Недавно Государственным секретарём Союзного государства Григорием Рапотой была поставлена задача по созданию международной правосубъектности Союзного государства. Какие перспективы в этом случае откроются перед союзом Беларуси и России?

– Нужно понимать, что это нам дает возможность быть представленными в Организации Объединенных Наций. Это дает нам возможность в продвижении повестки дня, прежде всего, в вопросе прав человека в Союзном государстве, как это ни странно звучит. Авторы нашего портала «Евразия.Эксперт» в рамках конкурса проводили исследование. По многим факторам права человека, особенно трудовые права, лучше защищены в Союзном государстве, чем во многих западных странах. Мы должны говорить про это.  Нам говорят про одни стандарты, а мы должны говорить посмотреть с другой стороны. Второй момент – это имиджевый момент. Понимаете, наши недруги пытаются превратить Союзное государство в какой-то жупел поглощения, мол, Россия оккупирует Беларусь, рейдерские захваты, ещё что-то. Союзное государство может служить иллюстрацией того, что мы умеем принимать совместные решения, что мы принимаем решения в формате «1+1», выслушиваем мнения и ведём реальную скоординированную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельности. Это очень важно. Это имидж, это вес и возможность формировать международную повестку дня.

– Какие ценности важны для современного общества? На чём должна строиться идеология Союзного государства?

 – Достаточно сложный вопрос. Мы не единожды сегодня уже говорили о гуманитарной программе Союзного государства, о том, что нужно отрефлексировать это. Мы оказались в тех условиях, когда старые ценности мы транслировать уже не можем, а новые мы ещё не осознали, как минимум. Может, они где-то есть, но мы их не осознали. На мой взгляд, мы должны подумать в Беларуси о транслировании идеи социальной справедливости, ценности равенства всех культур, этносов. Мы формируем интеграционное объединение разных народов, разных государств по весу, по территориям, по экономикам. Вот эта многоукладность, эта полифония культур и есть наша ценность. Мы не должны этого бояться, мы должны смотреть на это так, что мы очень богатый союз – посмотрите сколько народностей и национальностей в России, в Беларуси – именно на это нужно делать ставку. Никакие этнические, никакие мононациональные идеи, идеи панславизма на нас сегодня действовать не будут. Они и невозможны, особенно в России, это идеи 19 века. Мы должны думать про идеи прогресса, новых технологий и гуманизма, когда не будет сверхбогатых и сверхбедных людей. Но это не должно быть как тогда, когда мы строили коммунизм. Это новая форма демократии международных отношений, и демократия наших обществ. Демократия не западного электорально-либерального смысла, а демократия именно народа – с большим количеством референдумов, с большим голосом простого человека.

– Пётр, каков Ваш прогноз как политолога на развитие Союзного государства в ближайшие 10 лет?

– Я бы не делал прогнозов, я бы предостерег наших политиков и управленцев, от которых зависит Союзное государство. Мы вошли в тот период, когда мы сдаем экзамен. Экзамен сдает и Беларусь, и Россия на то, насколько мы способны продвигаться дальше в Союзном государстве. Можем ли мы убрать эгоизм и понять, что интеграция – это не противоречие суверенитету, это реализация суверенитета и независимости. Можем ли мы во имя совместных интересов уменьшить собственный, эгоистический интерес, ведь в стратегии всегда выигрывает тот, кто видит дальше горизонта. От решения, по какому пути мы пойдем – либо по пути консервации того, что есть, либо по пути его развития – зависит наше будущее, будущее Союзного государства. Если мы идём по пути консервации, мы остаемся на том уровне, который есть. Если мы идем по пути развития, то идея и практики Союзного государства перейдут в Евразийский экономический союз, а может быть, и я этого не исключаю, и вообще на всю большую Евразию, что, на мой взгляд, является объективным фактором. Большая Евразия – это 70% населения мира, это все полезные ископаемые, это самый крупный континент, 36% суши. Если этот фактор будет кооперирован и интегрированный, он даст такой продукт, что этот продукт станет мощнейшим рывком для развития всего человечества. 

– Выборы в Украине. Сейчас это одна из самых обсуждаемых тем в СМИ и обществе. Как Вы считаете, как скажется приход нового президента в Украине на белорусско-украинских отношениях в целом.

– Сейчас в Украине происходит борьба за полномочия. На данный момент находится в Верховной Раде законопроект, который фактически лишает президента полномочий. Тяжело судить, как вообще украинские президентские выборы повлияют на изменения ситуации, потому что непонятно, что будет делать президент, какие у него будут функции. С другой стороны, надо понимать, что у нас есть коридор возможностей. Беларусь имеет нейтральный статус по отношению к конфликту на Донбассе. Мы являемся Минской переговорной площадкой. И Украина, и Беларусь заинтересованы в друг друге как торгово-экономиечкие партнеры. Для Беларуси украинский рынок традиционный, мы постепенно выходим с кризисных 2015-2016 годов и возвращаемся к тому товарообороту, который был до них. Причем товарооборот складывается в пользу Беларуси – так традиционно и было. С другой сторой, мы создаём новые совместные предприятия на территории Украины. Это и троллейбусные предприятия, и другой техники. Я надеюсь, что никакие политические пертурбации, коих Украина пережила очень много, не повлияют на наши отношения. Только если какие-либо объективные факторы вмешаются – кризис экономический, ещё что-то в этом роде. Они просто приведут к тому, что украинцы не смогут покупать нашу продукцию. Этого нужно избегать. В целом, та инерция, которая у нас заложена, как минимум будет способствовать сохранению отношений на нужном уровне. Если же новый президент сможет реализовать потенциал, то это подстегнёт выполнение Минских соглашений и Минскую переговорную площадку. С другой стороны, это подстегнёт к политическому диалогу, к решению тех накопившихся сложных политических проблем, тех гордиевых узлов, которые надо «разрубать» в рамках как Минской переговорной площадки, так и инициативы «Хельсинки-2».

Беседовала Полина Тимофеева, видео Владимир Таяновский

Календарь событий

сентябрь2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс